Школы Москвы в XXI веке
 
Результаты работы по субсидии Департамента образования города Москвы
«Организация проектно-исследовательских  работ  учащихся и создание управленческих проектных команд образовательных организаций Троицкого и Новомосковского административных округов с использованием технологии Форсайта».
 
"В 2014 году организацией проектно-исследовательских работ учащихся охвачены ряд школ Москвы, а также Троицкого и Новомосковского административных округов. При этом профессорско-преподавательский состав кафедры «Маркетинга и Форсайта» МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет), которая в этом году отмечает пятилетие с момента своего создания, опираясь на опыт полученный в предыдущие годы, активно включился в проведение мероприятий, предусмотренных данным проектом. В сентябре 2014 г. ими были проведены Форсайт - сессии во всех школах, приглашенных к участию в данном проекте. Школьникам в доходчивой форме были изложены основные положения технологии Форсайта и направления их использования при проведении проектно-исследовательских работ по определению будущего школьного образования в столице. В ходе проведенных консультаций со школьниками были сформированы проектные команды, которым были поставлены задачи по проведению предфорсайтных исследований и формированию опросных листов и анкет, необходимых для проведения собственно Форсайт - проекта, а также сообщена информация по способам обработки полученной экспертной информации. Разработанные школьниками, совместно с родителями и учителями, проекты будут участвовать в конкурсе по определению лучших работ. Кроме того, школьники уже написали сочинения на тему: «Школы Москвы в 2020 году», по результатам которых также организован конкурс и выявлены победители.
В целом, проводимая в рамках данного проекта со школьниками работа, несомненно, будет способствовать совершенствованию организации проектно-исследовательских работ учащихся столицы и воспитанию будущих активных членов нашего общества. Желаю всем ребятам, участвующим в проекте «Организация проектно-исследовательских работ учащихся и создание управленческих проектных команд образовательных организаций Троицкого и Новомосковского административных округов (с использованием технологии Форсайта)», новых успехов в освоении новейшей технологии предвидения, а коллективу кафедры «Маркетинга и Форсайта» МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет), дальше нести новые знания в массы и способствовать, на этой основе, профессиональной ориентации подрастающего поколения". 
Ректор МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)
Председатель Всероссийского педагогического собрания
Доверенное лицо Президента России В.В.Путина
д.э.н., проф. Валентина Николаевна Иванова
Проектно-исследовательская деятельность в школах Москвы
 
Проектная деятельность учащихся в образовательном учреждении регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Она нужна для того, чтобы школьник осваивал культуру проектной деятельности, которая поможет ему, как в ходе обучения в школе, так и при реализации своих жизненных установок в будущем. Наиболее серьезные требования предъявляются во ФГОС проекту на старшей ступени обучения. На этой ступени специально прописан  индивидуальный проект учащегося. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
  1. сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  2. сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Станут ли наши учащиеся работать с будущим или писать под копирку? Станут ли они изобретать с нуля или использовать имеющиеся информационные ресурсы? Смогут ли они выстроить систему взаимодействий для достижения сложных результатов или постараются сделать все сами? Все это вопросы к закладываемому в школе  стилю проектной деятельности учащихся.
Кафедра «Маркетинга и Форсайта» в 2013 году уже имела опыт проведения подобных работ в рамках мероприятия: «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников  по развитию  новых территорий города Москвы на основе муниципального Форсайта», выполняемого на основе субсидии Департамента образования г. Москвы и в разработке ПИР школьников с использованием новейшей технологией предвидения – Форсайт. Целью мероприятия являлось совершенствование системы повышения профессионального мастерства, самообразования и карьерного роста педагогических работников в области муниципального Форсайта, а также  формирование навыков проектно-исследовательской работы ушкольников в области долгосрочного развития новых территорий города Москвы на базе технологии Форсайта. 
 В ходе мероприятия в пяти средних школах Москвы (школа № 2047, № 1995. № 623, № 29 и Православном лицее им. Серафима Саровского) были проведены циклы мастер-классов и занятий со школьниками по разъяснению существа технологии Форсайта. На базе полученных знаний школьники выполняли проектно-исследовательские работы, в ходе которых определялся желаемый образ новых территорий Москвы на период до 2070 года в различных сферах жизнедеятельности. Проводилась системная работа по подготовке и реализации курсов повышения квалификации в области технологий предвидения будущего среди преподавателей вышеназванных школ. Все успешно прошедшие подготовку получили свидетельства о повышении квалификации государственного образца. Учащиеся  названных школ получили дополнительную мотивацию  к получению  профориентационного (в области Форсайт-технологий) образования,  приобрели начальные навыки исследовательской работы.
В ходе проведения мероприятия были разработаны:
  • программа и учебный план специализированных краткосрочных курсов по «Муниципальному Форсайту», объемом 72 часа;
  • программа и учебный план курсов дополнительного образования по «Методологии разработки дорожных карт», объемом 72 часа;
  • методическое пособие по проведению практических работ в области муниципального Форсайта для муниципальных служащих.
Все разработки рассмотрены, одобрены и рекомендованы к утверждению на заседании ученого совета Института «Экономики и бизнеса» ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет),  и  утверждены Ученым Советом университета.
Преподаватели кафедры «Маркетинга  и Форсайта». регулярно посещали школы, вели занятия со школьниками и преподавателями, проверяли разработанные ими материалы.
Мастер–класс в школе №1995, 12 октября 2013 года, провел заведующий кафедрой «Маркетинга и Форсайта» МГУТУ им. К.Г. Разумовского доктор экономических наук, профессор Третьяк Владимир Петрович. На мастер-классе присутствовало более 50 школьников и учителей. В мастер-классе приняли участие сотрудники кафедры «Маркетинга и Форсайта»– профессор Козлов Владимир Александрович, доцент Горбачев Александр Леонидович.
Мастер–класс в школе № 623, 14 октября 2013 года, провела докторант кафедры «Маркетинга и Форсайта» кандидат технических наук, доцент Куликова Ирина Викторовна. В обсуждении рассматриваемых вопросов приняли участие заведующий кафедрой «Маркетинга и Форсайта д.э.н., проф. Третьяк Владимир Петрович, профессор кафедры д.т.н. Козлов Владимир Александрович и доцент кафедры к.ю.н. Горбачев Александр Леонидович. На данном мастер-классе присутствовало более 30 школьников выпускных классов, а также группа преподавателей в количестве 11 человек, которые проявили интерес к последующему взаимодействию с кафедрой «Маркетинга и Форсайта» МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий Университет).
Мастер–класс в школе №2047, 20 октября 2013 года,  провел профессор кафедры «Маркетинга и Форсайта» доктор технических наук Козлов Владимир Александрович. В обсуждении рассматриваемых вопросов приняли участие заведующий кафедрой «Маркетинга и Форсайта» д.э.н.. проф. Третьяк В.П.,  и заведующая кабинетом кафедры Давыдова Марина Владимировна.На данном мастер-классе присутствовало порядка 60 школьников выпускных классов, а также ряд преподавателей данной  школы.
В результате проведенных мастер-классов были сформированы группы школьников готовых участвовать в проектно-исследовательской работе по определению перспектив новых территорий Москвы на основе технологии Форсайта, а также сформированы группы учителей, предполагающих пройти курсы повышения квалификации по предложенным программам. Некоторые из них заинтересовались возможностью пройти обучение в магистратуре Института «Экономики и бизнеса»  университета «Форсайт в системе регулирования экономических процессов».         
Для проведения проектно-исследовательских работ в каждой школе были сформированы две проектные группы по 5-6 человек среди учеников 8 и 10 классов (в школах № 1995, 29, 2047 и Православном лицее им. С. Саровского), а также четыре  проектные группы в школе №  623, включая учащихся 11 класса, которые выполнили проектные работы по использованию технологии Форсайта для определения перспектив новых территорий Москвы. 
В ходе этих работ под руководством преподавателей кафедры «Маркетинга и Форсайта» школьники осваивали элементы технологии  Форсайта. В том числе, вопросы формирования опросных листов для сбора коллективных экспертных оценок, методов обработки экспертной информации, особенностей построения «дорожных карт» по результатам Форсайт - проекта.
В ходе проектных работ школьниками были получены и высказаны ряд ценных предложений по будущему облику транспортной системы, жилищного строительства, экологии новых территорий Москвы и ряд других.
Важным элементом данного мероприятия была также организация Конкурса работ школьников «Возможности Форсайт - технологий для исследования перспектив школьного образования» среди учеников указанных  школ. Общее число участников от всех пяти школ составило 164 человека.
Так, в школе № 623 приняли участие в написании сочинений на тему: «Московская школа будущего» ученики  с восьмого по десятый классы. Всего 15 человек. Руководила написанием сочинений учительница русского языка и литературы Карковская Дарья Юрьевна. Самым лучшим сочинением школьников признано сочинение ученицы 10 Б класса Козловой Полины на тему «Развитие информационных технологий в сфере школьного образования в отдаленной перспективе». Идеи, высказанные Полиной в своей работе, наиболее реальные для исполнения в будущем. Тем более, в наше время уже это начинает осуществляться, например, электронный дневник. К тому же, это сочинение написано очень грамотно. Карковская Д.Ю. выделила также сочинение ученицы 10 Б класса Шариковой Ирины на тему: «Перспективы и возможности получения школьного образования в семье».
В своих работах ученики других школ отмечали недостатки существующие в современных школах, которые они желали бы устранить в школах будущего. Они связанны с не всегда внимательным и уважительным отношением учителей к школьникам, а также недостаточный уровень компьютерной подготовки учителей в ряде школ.
Все проведенные в рамках данного мероприятия работы прошли всестороннее обсуждение и получили оценку на итоговых семинаре и «круглом столе», организованным кафедрой «Маркетинга и Форсайта» в ноябре 2013 года в МГУТУ им. К.Г. Разумовского, с приглашением учеников и учителей соответствующих школ.
Так, 15 ноября 2013 г. в рамках данного мероприятия был проведен семинар с презентацией результатов  исследовательских работ школьников по развитию новых территорий города Москвы. На данном семинаре с докладами выступили учащиеся Православного лицея им. Серафима Саровского, школы № 623 и школы № 1995. Школьники продемонстрировали большой интерес к выполнению проектно-исследовательских работ и компетенцию в обсуждаемых вопросах.
26 ноября 2013 года, в соответствии с календарным планом данного мероприятия, проводился «круглый стол»: «Результаты проектных работ школьников по проведению Форсайта развития новых территорий Москвы».
На данном «круглом столе», проводимом под руководством  проректора МГУТУ им. К.Г. Разумовского(Первый казачий Университет) Гринько Вера Станиславовна выступили научные руководители школьных исследовательских групп и дали всестороннюю оценку работ школьников.
В результате обсуждения итогов мероприятия школьниками и учителями были высказаны ряд пожеланий:
  1. По итогам проделанной работы было бы целесообразно обратиться в Департамент образования г. Москвы спредложением продолжить эту работу, поскольку не очень заинтересованные в дополнительных занятиях ученики проявляют неподдельный интерес к элементам технологии Форсайта.
  2. Работа по привитию навыков технологии предвидения пойдет лучше, если информация о результатах деятельности творческого коллектива МГУТУ им. К.Г. Разумовского и кафедры «Маркетинга и Форсайта» была бы разослана Департаментом образования по школам объединенной Москвы. 
  3. Было бы также неплохо, если среди рекомендованных школьникам факультативов появился и факультатив «Форсайт как новейшая технология предвидения».
  4. Следует поддержать мнение учителей ряда школ, о том, что в объединенной Москве необходимо провести «Форсайт школьного образования столицы», по примеру того, как это сделано в ряде регионов России, в том числе, в Пермском крае.

logo journal

"ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ"

Международный Журнал


2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

2005

2004

 

 

 

 

 

 

 

   Facebookfacebook-1024x385

 

 

 

Scroll to top